Самый совершенный в мире ракетный двигатель

  • 12.05.2021
  • /
  • 1

Самый совершенный в мире ракетный двигатель  - «Виртуальный музей космонавтики»

В конце марта этого года в научно-испытательном комплексе Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко, завершился цикл огневых испытаний первого доводочного жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ. Все восемь огневых испытаний, проводившихся на протяжении трех месяцев, прошли успешно, подтвердив работоспособность двигателя и правильность выбранных конструкторско-технологических решений.

Исходный вариант двигателя РД-170/171, на базе которого разработана нынешняя модификация, был создан еще в середине 1970-х в рамках программы «Буран» и обеспечил два пуска легендарной сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия". РД-171МВ - жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа, оснащенный четырьмя камерами сгорания и работающий на паре кислород-керосин.

Когда в октябре 2017 г. было принято решение о разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей", РД-171 стал единственным кандидатом на маршевый двигатель блоков первой ступени. По замыслу, каждый из этих блоков будет являться самостоятельной ступенью в другой перспективной ракете, но уже среднего класса - "Союз-5". Универсальный стартовый комплекс для носителей сверхтяжелого и среднего класса будет построен на космодроме Восточный - отсюда и буквенное сочетание МВ (модифицированный для Восточного). Поскольку с 2015 г. двигатель не изготавливался, Энергомаш проделал большую работу по возобновлению серийного выпуска, которую можно сравнить с организацией нового производства.

Генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Арбузов поздравил коллектив предприятия с завершением огневых испытаний, отметив, что проделанная работа - это заслуга и оценка результата труда всего коллектива, поскольку создание двигателя и его дальнейшая работа полностью зависит от уровня конструкторских и технологических решений, а также от качества выполнения работ, связанных с созданием двигателя. "Теперь, по результатам, можно сказать - да, двигатель состоялся!" - добавил Игорь Арбузов. 

На вопрос, есть ли зарубежные аналоги у РД-171МВ, Арбузов ответил, - "А аналогов-то по большому счету и нет. Зарубежные маршевые жидкостные двигатели имеют тягу в несколько раз меньше. Мы идем к созданию ракеты сверхтяжелого класса с полезной нагрузкой более 100 т. Летать она будет редко, и поэтому в проект закладывается принцип, реализованный в системе "Энергия-Буран". Все элементы носителя должны летать самостоятельно. "Боковушки" сверхтяжелой ракеты - это первые ступени "Союза-5" с РД-171МВ, а центральный блок - модифицированная первая ступень "Союза-6" с обновленным РД-180. Эти носители будут летать значительно чаще, чем ракета сверхтяжелого класса."

О назначении двигателя и его особенностях рассказал главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин. РД-171МВ, предназначенный для "Союза-5" (Иртыша), сделан целиком из российских компонентов и материалов. Кроме того, по опыту работы с РД-180 и РД-191 мы внедрили в него ряд конструктивных изменений и улучшений. Это, в частности, новые исполнительные механизмы системы управления, улучшенная защита от возгораний, новые фильтры на входе и современная система аварийной защиты.

Программа предусматривала восемь огневых испытаний. Первое было коротенькое. Мы даже не выходили на номинальный режим: просто запустились, чтобы "пощупать изделие", и остановились - "выдохнули". Да, вот он, двигатель - собран, работает. После этого мы сняли двигатель, осмотрели его и установили на стенд, как будто только что поставленное изделие, и провели семь остальных испытаний, уже без съема со стенда.

Главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин подчеркнул, что проведенные огневые испытания в очередной раз показали способность коллектива предприятия создавать самые совершенные в мире двигатели.

"Мы - молодцы!", - сказал Пётр Лёвочкин.  Дальше необходимо постоянно думать о качестве, на каждом рабочем месте: будь то конструктор, инженер, технолог, испытатель, или рабочий. Двигатель и дальше должен работать так же, как он показал себя сейчас.

Следующий этапом работ станет поставка двигателя РД-171МВ в Ракетно-космический центр "Прогресс" (г. Самара, входит в состав Госкорпорации "Роскосмос") для проведения целого ряда испытаний в составе первой ступени перспективной ракеты-носителя "Союз-5".

Источник


Возврат к списку

Партнеры