Фоторепортажи Вилисова Валерия Яковлевича с Байконура

  • 02.05.2017
  • /
  • 1

Фоторепортаж … спустя полвека … Эти фотографии вызывают воспоминания далекого детства, юности … Ассоциации исключительно светлые и радостные … Фотографии в этой коллекции не все сделаны мною. В те годы ими обменивались с такими же любителями эксклюзивных кадров на тему космоса. Некоторые фотографии сделаны штатными хроникерами полигона, документировавшими все пуски, что-то досталось мне от школьных приятелей. И в то доинтернетное время такие коллекции были исключительным достоянием … Мой репортаж-эссе – это набор личных воспоминаний и ассоциаций, вызванных этими фотографиями … Но не ностальгических – каждое время прекрасно по-своему … Байконур. Полигон был заложен в начале 1955 года. Одновременно работы разворачивались на нескольких стройплощадках … Поэтому и сегодня каждую такую группу сооружений называют площадкой. Город – 10-я площадка, ТЭЦ – 9-я, Гагаринский стартовый комплекс – 2-я площадка, кладбище, естественно – 13-я площадка … Город (пл.10) расположен в излучине реки Сыр-Дарьи, на ее правом высоком берегу. Повышенные меры секретности дали этому месту в разные периоды времени такие официальные имена как Москва-400, Кзыл-Орда-50, Ташкент-90, поселок Ленинский (1958—1969), город Ленинск (1969—1995), город Байконур. Ленинск – тоже неслучайно, в СССР было несколько городов с таким названием, что также работало на конспирацию. Такие экзотические имена мы писали на письмах в графе «Обратный адрес» или в анкетах – «Адрес места жительства». Почему именно Байконур … Основная версия связана с легендированием от без меры любопытного противника … В нескольких сотнях километров к север-востоку от города на карте Казахстана можно найти маленький населенный пункт Байконыр … Говорят, одновременно с началом работ по строительству полигона, для конспирации, в районе Байконыра начали возводить деревянный муляж стартовых сооружений (как фанерные танки в годы войны) – чтобы сбить с толку самолеты-разведчики У-2 … На строительство полигона были привлечены высококвалифицированные военные и гражданские специалисты. Они приезжали с семьями. Их жены – часто опытные педагоги из московских и питерских школ, их дети – наши одноклассники – часто хвастуны и задавалы. Их распирало от секретов, которые они не должны были никому говорить … Так мы узнавали о том, когда надо смотреть в небо, кто полетит следующим … Моего отца перевели сюда служить в августе 1962 года. Учился я в 174 школе - она на берегу Сыр-Дарьи. Река с быстрым течением, непрозрачной водой песчаного цвета, но богатая рыбой … Полигону только 7 лет. Растительности еще практически нет, случаются песчаные бури. Летом жара … Но в детстве ее практически не замечаешь … Интересные эффекты – в самое пекло выдыхаемый воздух холоднее окружающего и губы ощущают собственное дыхание как дыхание из холодильника … Это было интересное время – время бурного развития отечественной космонавтики, совпавшее с моей учебой в старших классах … Проявлением бума отечественной космонавтики было то, что на полигон приходили самые свежие образцы техники. Так мне удалось увидеть некоторые, по нынешним временам экзотические, образцы вычислительной техники. ЭВМ «Урал-1» (кстати, заводской № 1) - ее ячейки (триггеры, мультивибраторы, сумматоры, регистры и т.п.) были выполнены на октальных лампах (восьмиштырьковые с пластиковым цоколем и стеклянной колбой длиной до 15 см.), в устройствах ввода и вывода использовалась в качестве носителя информации засвеченная 35-мм кинопленка, на которой перфорировались прямоугольные отверстия (двоичная 1). Данные считывались с помощью металлических щеточек (фотодиодов тогда еще не было). Оперативная память была на магнитных барабанах (алюминиевый, покрытый ферролаком, цилиндр длиной и диаметром около 50 см). Конечно их эксплуатация была сопряжена с массой проблем, связанных с хрупкостью пленки, перегоранием ламп, «задирами» на барабанах и др. … По функционалу, думаю, Урал-1 был проще самого простого нынешнего калькулятора. Еще одной экзотической ЭВМ была БЭСМ-2. Она тоже на октальных лампах, оперативная память на ферритовых сердечниках, ввод на перфокартах, вывод (только цифровой) на бумажный рулон шириной около 15 см. В машинном зале – как в сауне … Однако на этой машине уже делали серьезные баллистические расчеты (в том числе актуальные для полигона вычисляли координаты падения отработавших ступеней). Параллельно расчеты выполнялись и на «Рейнметаллах» - электромеханических счетных машинках, похожих на пишущие машинки … В зале, где несколько десятков расчетчиц, грохот стоял неслабый … Чуть позже появились и достаточно производительные ЭВМ – М-20 (на пальчиковых лампах) и М-220 – на полупроводниковых транзисторах. Это машины с трехадресной системой команд. В них в качестве оперативной памяти использовался куб на ферритовых кольцах (детище Джея Форрестера), магнитные барабаны и магнитные ленты играли роль внешних накопителей. Ввод с перфокарт, вывод алфавитно-цифровых текстов на широкоформатную бумагу (А3). Кроме программирования в кодах, на них использовались языки Алгол-60 и Фортран, были наработаны прикладные библиотеки … Школьникам – радиолюбителям (я в их числе) пребывание на полигоне предоставляло прекрасную возможность разживаться современными бесплатными радиодеталями через знакомых, у которых родители имели доступ к быстро обновляемой списанной аппаратуре … Это был рай … Паяли, собирали всевозможные приемники, устройства автоматики, первых роботов (черепахи с контактными сенсорами с логикой на электромагнитных реле) … В школе на уроках труда офицеры из вычислительного центра полигона вели у нас теорию и практику - знакомили нас с булевой алгеброй, учили воплощать формулы с дизъюнкциями и конъюнкциями в работающие устройства на релейной логике с кнопками, тумблерами и выключателями …  Бум отечественных космических исследований воодушевлял и вдохновлял … В период первых пилотируемых полетов к очередному полету или тренировке прилетали на полигон и все уже слетавшие космонавты … Иногда их видели в городе (см. фото Ю. Гагарина и Г. Титова). В июне 1963 г. перед полетом В. Быковского и В. Терешковой в город прилетели и все первые 4 космонавта – Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев и П. Попович … Нам школьникам устроили с ними встречу в Доме офицеров. Они вошли в комнату президиума и поздоровались со всеми нами за руку. Меня поразил их небольшой рост (они были будто промасштабированы в сравнении с тем какими они виделись в газетах и по телевидению) … Потом в зале Ю.А. Гагарин рассказал о своих впечатлениях о полете, они ответили на вопросы школьников … В черте города река течет с севера на юг. Было много раз – сидишь с удочкой на берегу реки, а слева (на севере) поднимается в небо огненное пятно, сначала вертикально, потом слегка заваливается к востоку, появляется инверсионный след, изменяется его вид после отделения первой ступени (см. фото РН «Восток» и «Союз» на старте и в полете) … Если это был пилотируемый старт или вывод спутника, то через полтора-два часа Ю. Левитан сообщал «Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем сообщение ТАСС, … ». Поскольку на полигоне отрабатывались все виды ракетно-космической техники то иногда можно было видеть феерическое зрелище, когда взрыв на начальном участке выведения приводил к многоцветным разнонаправленным фантастически красивым фейерверкам … Не всегда взрывы были безобидными … 24 октября 1960 г. при подготовке к испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошел взрыв заправленной ракеты на стартовом столе. В это время рядом на мачтах обслуживания и на земле было много людей, в том числе главнокомандующий РВСН М. И. Неделин … Мистика в том, что в этот же день 24 октября 1963 г. случилась другая катастрофа тоже с человеческими жертвами. Памятные обелиски этим событиям установлены в Городском (Солдатском) парке напротив корпусов Филиала МАИ «Восход» (см фото). Дорога между Солдатским парком и Филиалом МАИ – это трасса, ведущая с аэродрома «Крайний» к центральной площади города. Почти все космонавты, после посадки и эвакуации их поисково-спасательной группой, въезжали в город по этой дороге и далее следовали в «Нулевой квартал» (Генеральские домики) – тогда еще не было гостиницы «Космонавт» (см. фото). Обычно, несмотря на секретность, все знали, когда они будут ехать и к этому времени выстраивались вдоль дороги, чтобы поприветствовать их … Штатная посадка обычно проходила в районе г. Джезказган, но у А. Леонова и П. Беляева в их славном полете случилось несколько нештатных ситуаций, которые они с честью преодолели … Одним из таких отклонений была нештатная посадка в сибирской тайге … Поэтому их нашли не сразу, но народ их также встретил, несмотря на многократные переносы приезда. Их экипировка тоже была нестандартной (см. фото) в связи с предшествующими обстоятельствами … В то время после возвращения из полета космонавты несколько дней проводили в городе, а потом улетали из аэропорта «Крайний» в Москву. Их также провожали и в городе, и в аэропорту (см. фото). Аэропорт «Крайний» повидал не только космонавтов и тружеников космодрома, но и зарубежных государственных и партийных лидеров (см. фото), которых спасали от жары доступными средствами ... В марте 1965 г. к полету А. Леонова и П. Беляева также приехали уже слетавшие космонавты, в том числе и В. Комаров. На протяжении нескольких дней В. Комаров (см. фото) приходил в нашу школу, просто пообщаться с ребятами … Говорили обо всем в свободном режиме, фотографировались … У него был, видимо, какой-то таймаут и он, коротая время прогуливался по берегу реки от «Генеральских домиков» и добредал до нашей школы. В программу пребывания космонавтов на полигоне иногда включали и «профориентацию» - они участвовали в церемониях вручения дипломов выпускникам Филиала МАИ «Восход» и наград победителям на студенческих конференциях (см фото), не отказывались и от раздачи автографов … Мне рассказывал одноклассник, у которого отец работал в службе, обеспечивающей режим на полигоне, о таком случае … Дорога Москва-Алма-Ата идет с северо-запада на юго-восток, она была асфальтирована до Байконура, а дальше большой участок без твердого покрытия. Дорога из города на стартовые площадки пересекает ее почти под прямым углом – она асфальтирована. Какой-то путешественник с семьей на черной «Волге» ехал в сторону Алма-Аты, не имея представления о том, что может находиться в этих краях (а может быть был законспирированным шпионом). Доехав до того места, где заканчивается асфальт, он остановился на пересечении этих дорог подумать, куда ехать дальше … Увидел, что едет несколько черных «Волг» и подумав, что они по-видимому едут в сторону Алма-Аты, пристроился за ними. В «Волгах» было начальство, ехавшее на одну из стартовых площадок … Колонна проехала несколько КПП (контрольно-пропускных пунктов) без проверки документов (у начальства их, естественно, не проверяют). Когда приехали в пункт назначения, все остановились и вышли из машин … Тогда путешественник решил внести ясность и спросил у вышедших генералов: «Вы не подскажете, как мне дальше проехать в Алма-Ату» … Возможно это байка, но не далека от истины … Сейчас бы этого не случилось т.к. на Google-Картах видно все в деталях, можно разглядеть даже людей … Ну и навигатор до пункта назначения доведет … Таким светлым остался в моей памяти Полигон, Ленинск, Байконур … Долгих лет ему и новых стартов …

Возврат к списку

Партнеры