Янгель Михаил Кузьмич

  • 27.08.2015
  • /
  • 1

Янгель Михаил Кузьмич - «Виртуальный музей космонавтики»

Янгель Михаил Кузьмич лауреат Ленинской и Государственной премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Генеральный конструктор КБ «Южное». Академик.

«Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти — куда меньше, чем он того заслуживал.» Я. Голованов.

«Эпитеты с превосходными степенями: талантливый, выдающийся, гениальный — шокируют воображение, но мало говорят по сути. Высшие награды и почетные звания скорее усиливают, чем рассеивают туман вокруг человека, имя которого носит пик на Памире, кратер на Луне, Малая планета». В.Платонов.

«С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. … Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа — серийного выпуска» . Академик Б.Н.Петров.

«Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас». М.Кузнецкий.

М.К. Янгель родился 25 октября (по новому стилю) 1911 года в Сибири в д. Зырянова (ныне — Иркутская область). В 1926 году, после окончания шестого класса Янгель уезжает в Москву, где в то время учится его старший брат Константин. Работает на ткацкой фабрике и одновременно учится в фабрично-заводском училище. В 1931 году поступает в Московский авиационный институт. После окончания с отличием института в 1937 году направляется в конструкторское бюро Поликарпова Н.Н., «короля истребителей» тех лет. Является помощником главного конструктора. В 1938 году направлен в длительную командировку на авиационные заводы в США. Во время войны Янгель М.К. работает на одном из авиазаводов в Новосибирске. После войны — в КБ известных авиаконструкторов А.Микояна и В.Мясищева.

1948-1950 — учеба в Академии авиационной промышленности.

1950, 12 апреля — начальник отдела НИИ-88 в КБ Королева С.П.

1951 — Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С.П. Королева.

1952 , май — назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.

1954, апрель — М.К. Янгель — главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.

1957, 22 июня — первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение — хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

1959 — установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.

1960, июнь — успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ — ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).

В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно — о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М.К. Янгеля, другое — о разработке Р-9 в ОКБ С.П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели.


Возврат к списку

Партнеры