Илья Флорентьевич Флоров (1908—1983)

Флоров Вадим Ильич – воспоминание об отце Илье Флорентьевиче Флорове

…В начале незабываемых двадцатых ХХ века (на «пике была гражданка») на руках у бабушки (Екатерины Ивановны – матери отца) —  четверо. Старшему — Юрию – брату отца — едва ли было пятнадцать, отцу на два года поменьше. Еще меньше — две сестры. Дед мой – Флорентий Иванович -(инженер – полковник – фортификатор, после «красных» и «белых», избежав двух расстрелов) — в «красной»  на западном фронте. Юг России: Краснодар, Новочеркаск, Ростов-на Дону. На дворе «Хмурое утро» — голод, холод, бандитизм, беспризорщина. Советская власть в напряжении сил пытается поддержать детей и многодетные семьи питанием. Дядю Юру и отца отправляют в лагерь (типа скаутского или пионерского). Там все-таки кормят. Конечно, взрослые говорили Юре: «Ты старший. Смотри за братом»…В лагере Юра умер.

В нашей семье говорили, что он умер от туберкулезного менингита, что это проклятье нашего рода (были еще случаи, которые объясняли  им). Но я однажды спросил у отца, когда был уже взрослым. Он улыбнулся какой-то внутренней улыбкой и сказал. Нет, Вадька, Юра от голода умер. Он меня спасал, себя забыл.

Вот как?!… Я понял, какую светлую боль несет через жизнь отец. Вряд ли он мальчишкой в свои двенадцать лет мог представить себе, что его может что-то разлучить с самым близким человеком. Он близость и необходимость его понял только, потеряв его. И не понимать он не мог, что жизнь его теперь —  это и Юрина жизнь, отданная ему старшим братом для гарантии его жизни в опасное время. В жизни отца были «сюжеты», когда наваливалась неправда. Да вряд ли, кто может похвалиться безоблачной жизнью. Но я знаю, что он всегда оставался собой и мерил жизнь не «каврижками», а делами. Главное, что исходило от его отношения к жизни – это неприятие  «фальши», «подделки под правду». Сколько же этого «мусора» на дорогах человеческих отношений!

Когда и мне пришлось решать самому вопрос о себе (шел уже 1961год), у меня не было колебаний: отец, потратив со мной в беседе ночь, не сказал мне ни слова назидания. Он рассказал мне как во время испанской компании (1937 год) на 21 авиационный завод пришли наши «ишачки» (истребители — И – 16), потрепанные в боях с «мессерами». Последние имели пушки, стреляющие через винт, а наши стреляли из-под крыла. У нас точность была на порядок ниже. Все КБ перевели на «военное положение». С завода никто не уходил. В коридорах и комнатах стояли раскладушки. Спали и принимали пищу за кульманами. Тир гремел непрерывно. Отстреливали конструкцию за конструкцией. Высшая напряженность ответственности.  Были и скептики. Называли минимальный срок полгода. Но серия новой модификации истребителей пошла через две недели. И сразу в Испанию. Западные наблюдатели писали, что Советы имели части уже укомплектованные новой модификацией истребителей, но рассчитывали повоевать старой техникой .

И так всегда. Когда меня нужно поддержать, он обязательно расскажет из своей жизни какой-то «сложняк», какую-то победу в трудном, но нужном деле. И до сих пор, когда у меня трудность, я с благодарностью вспоминаю его трудности и его преодоления…

© В.И.Флоров

БИОГРАФИЯ
После окончания в 1931 г. Новочеркасского политехнического института И. Ф. Флоров был направлен в конструкторский отдел завода 21 в г. Горьком. За годы работы там, совместно с А. А. Боровковым были построены на базе И-5 и И-16 двухместные учебно-тренировочные истребители УТИ-1,2,3,4 и истребитель №7211 (позже И-207) оригинальной бипланной схемы и конструкции.

Перед войной А. А. Боровков и И. Ф. Флоров предлагают, получают разрешение и начинают производство опытного образца самолета (машина «Д») со смешанной силовой установкой (ПД М-71 Швецова и двух ПВРД Меркулова).

В начале войны работы по И-207 и по «Д» были закрыты. И. Ф. Флорова, А. А. Боровкова и еще ряд работников ОКБ-207 направляют в ОКБ-293 к В. Ф. Болховитинову для создания истребителя перехватчика БИ-1. И. Ф. Флоров стал заместителем главного конструктора.

В феврале 1944 г. был образован НИИ-1. Его начальником стал П. И. Федоров, а его заместителем В. Ф. Болховитинов. Начальником Самолетного (4-ого) сектора был назначен И. Ф. Флоров. В задачи сектора входили исследования перспектив применения реактивных двигателей на летательных аппаратах (ЛА) различных типов.

Первые результаты работы были доложены на 1-й научно-технической конференции НИИ-1 в марте 1946 г. В заключительном слове на этой конференции А. Н. Туполев сказал: «… То, что мы здесь услышали, нам на многое открывает глаза… Я не знаю, чем выразить мое удовлетворение». К этой оценке присоединились Стечкин и другие. В этот период И. Ф. Флоровым были спроектированы и построены экспериментальные самолеты с ЖРД (4302 и 4303).

С 1944 г. начинается изучение немецкой трофейной ракетной техники. Бригада инженеров, возглавляемая И. Ф. Флоровым, в которую входили В. П. Мишин, Э. С. Эзрохо, Б. Е. Черток и другие, по обломкам ракеты А-4 восстановила ее летно-технические характеристики (ЛТХ) и дала рекомендации по ее улучшению.

НИИ-1 разработал предложения по перспективам развития ракетной техники на 10-15 лет. В них конечной целью называлось достижение первой космической скорости и создание ИСЗ. Результаты этих разработок вошли в основу дальнейшего развития ракетной техники в СССР.

Трудно разделить конструкторскую и научную компоненты деятельности И. Ф. Флорова. С самого ее начала любая его конструкторская идея базировалась на определенной научной концепции. Он всегда выходил в своих предложениях на самые ответственные направления авиационной проблематики. В последний период его деятельность была направлена на создание нового прикладного направления авиационной науки – теоретических основ применения двигателей на ЛА. В ходе его становления И. Ф. Флоров защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Это научное направление породило новые подходы и методы в анализе и проектировании авиационных систем.

© О.Д.Селиванов, А.Н.Маслов, В.И.Флоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

ВЗГЛЯД ЗА ГОРИЗОНТ, К 100-летию военной авиации России

Биплан и моноплан

На пороге Великой Отече­ственной войны в среде авиаци­онных начальников и конструк­торов преобладало мнение: время бипланов как боевых машин ушло, все внимание следует уделить монопланам. Да, двукрылые машины имеют большую, нежели однокрылые, несущую способность при мень­шем полетном весе: у бипланов лучшая маневренность, а для взлета и посадки требуется по­лоса меньшей длины. А моно­план? У него зато за счет мень­шего лобового сопротивления выше скорость. А грядущая война будет войной скоростей, и чем быстроходнее самолеты, особенно истребители и штур­мовики, тем больше шансов по­бедить в воздухе.

Жизнь показала, что боевое применение найдут и монопла­ны и бипланы. К примеру, встал в военный строй и успешно дей­ствовал, как ночной бомбарди­ровщик учебный биплан По-2. «Маневренные бипланы И-153 вынесли на себе значительную долю тяжести воздушных боев в первые месяцы войны», — го­ворится в книге военного исто­рика ГВ. Корнюхина «Воздушная война над СССР1941.»

И даже устаревшие бипланы И-15бис, которых еще немало оставалось в штурмовых пол­ках, порой вступали в схватки с современными истребителями врага. Так, 12 августа 1941 года капитан М.П. Краснолуцкий с се­меркой И-15бис отправился на штурмовку вражеской колонны в районе Паннилы (Северный фронт). Во время захода на цель советские самолеты были внезапно атакованы шестью Ме- 109, и вблизи земли разгорелся воздушный бой. Преимущество в технике было полностью на стороне немцев, однако на ма­лой высоте хорошую службу советским летчикам сослужила отличная горизонтальная манев­ренность тихоходных бипланов. Краснолуцкого одновременно атаковали два «мессершмитта», но он сумел увернуться от огня одного вражеского истребителя и резким разворотом вышел в лоб другому. Лобовая атака длилась всего несколько секунд, в течение которых самолеты стре­мительно неслись навстречу друг другу, стреляя из бортового оружия. Затем нервы немецкого летчика не выдержали, и он по­пытался отвернуть, но не успел. Нижнее крыло И-15бис среза­ло «мессершмитту» хвостовое оперение, и он, кувыркаясь, упал на землю. Краснолуцкий на по­врежденном, но еще способном летать самолете, продолжил бой, и совместными усилиями немцев удалось отогнать.

Люди прозорливые, способ­ные заглянуть вперед, еще до войны были убеждены, что наря­ду с самолетами-монопланами нужны и боевые аппараты бипланной схемы. Умеющие устремить взгляд за горизонт, они словно знали, что бипланы меньше, чем монопланы зави­сят от весенней и осенней рас­путицы, что двукрылые могут выполнять самые разнообраз­ные задачи.

f1

Становление конструктора

В ряду сторонников исполь­зования усовершенствованных бипланов находился молодой инженер-конструктор Илья Флорентьевич Флоров. Он родился 5 августа 1908 года в городе Но­вочеркасске в семье участника русско-японской войны военно­го инженера полковника россий­ской армии. Он пропал во время !ражданской войны. После мно­жества лишений семья пере­бралась в Екатеринодар (Крас­нодар). В 1931 году Илья Флоров окончил Новочеркасский авиа­ционный институт. Кстати, бу­дущий генеральный конструктор вертолетов МЛ. Миль учился с И.Ф Флоровым в одной группе. После института И.Ф Фло­рова направили на авиационный завод в Горький (Нижний Новго­род), где он работал начальни­ком конструкторской бригады, а позднее возглавил ОКБ. В кон­структорском отделе трудились несколько инженеров и техни­ков, а около 40 молодых сотруд­ников не имели законченного среднего образования. Для них молодые инженеры организова­ли курсы, а также читали лекции в местном авиационном тех­никуме. Впоследствии многие из слушателей стали квалифи­цированными авиационными конструкторами. Завод получил задание на се­рийное производство И-5, кото­рый в 1932-1934 годах был основ­ным самолетом-истребителем ВВС Красной Армии. Молодежь рвалась в небо. «Учлеты» по­лучали практику на машинах Р-5, а затем пересаживались на одноместные истребители, что­бы самостоятельно подняться в небо. Для освоения И- 5 не хва­тало самолета-спарки, отчего с новичками случалось немало летных происшествий.

В одно из посещений заво­да начальник ВВС Я.И.Алкснис рассказал о проблеме обучения молодежи. Заводские инжене­ры А.А. Боровков, И.Ф Флоров и Б.В. Куприянов попросили разрешения спроектировать и построить самолет на базе серийного И-5. Через полтора месяца начались летные испы­тания двухместной машины, а вскоре самолет после госиспы- таний приняли на вооружение ВВС с официальным названием учебно-тренировочный истре­битель УТИ-1. Командование ВВС приняло решение и впредь при внедрении новых одномест­ных самолетов создавать одно­временно с ними их двухмест­ные учебно-тренировочные варианты. И при внедрении в се­рию ряда модификаций самоле­тов И-16 завод спроектировал и построил двухместные машины УТИ-2, УТИ-3, УТИ-4. Всего пред­приятие выпустило более 1600 учебно-тренировочных истреби­телей Боровкова и Флорова. Так энтузиасты завоевали право на самостоятельность.

В 1935 году начальник СКБ Алексей Андреевич Боровков и начальник ОКБ Илья Флорен- тьевич Флоров предложили проект истребителя оригиналь­ной бипланной схемы. Предло­жение поддержал Я.И.Алкснис и в конце 1935 года лично при­нял макет самолета. Но насмотря на поддержку командования ВВС, самолет строился группой энтузиастов почти нелегаль­но. Ведь для завода изделие свалилось как обуза. Самолет появился только в мае 1937 го­да под маркой №7211. Начались полеты: 21 совершил заводской летчик Л.М. Максимов и один — П.М. Стефановский из НИИ ВВС.

«7211» — одноместный истре­битель редкой схемы, безрасчалочный, бесстоечный с одинако­выми свободнонесущими кры­льями. Кабина летчика почти у самого киля, но обзор из нее хороший. Машина компактна, предельно малых размеров, во­оружение — 4 пулемета ШКАС. Масса пустого самолета около 14 тонны, полетная -175 тонны.

Закончились заводские ис­пытания, начались государ­ственные. Летчик Э.Ю.Преман, выполнив задание, пошел на посадку, но ему пришлось пой­ти на второй круг, и у края аэ­родрома двигатель отказал, а впереди садиться не позволяли условия. Летчик погиб. Причина отказа двигателя — засорился жиклер карбюратора. Вино­вными определили директора завода Е.Н. Мирошниченкова и главного конструктора моторно­го предприятия А.С. Назарова. Их арестовали. Ожидали непри­ятностей А.А. Боровков и И.Ф Флоров.

f2

«Чересполосица»

Но зимой 1938 года обо­их вызвали на совещание у И.В.Сгалина, и им предложили построить по новым тактико­техническим требованиям три улучшенных самолета по типу «7211». Выделили для ускоре­ния работ опытный цех на 1орь- ковском авиазаводе. А летом, когда имелся уже задел по оснастке, приспособлениям, деталям, вдруг переводят Бо­ровкова и Флорова на авиаза­вод в Долгопрудный. На заводе, построенном для производства дирижаблей, новоселов встре­тили без радости и помогать им не собирались.

Работы над истребителем возобновились в середине 1939 года. До весны построили че­тыре варианта самолета. Боль­шую поддержку конструкторам оказал новый начальник ВВС Я.В.Смушкевич. В письме нар­кому обороны К.Е.Ворошилову он объяснял: «Боевой опыт со­временных войн… показал, что нам совершенно необходим специальный тип самолета- штурмовика. Наши ВВС такого самолета в настоящее время не имеют». Далее в письме го­ворилось, что истребительная авиация вынуждена значитель­ную долю своих боевых вылетов расходовать для действий по наземным целям. Больше все­го, по мнению начальника ВВС, подходил И-207 (вариант «7211») с мотором М-65 для использо­вания в качестве пикирующего штурмовика.

Осенью 1940 года И-207/3 (третий вариант) с бомбодержа­телями для подвески двух фу­гасных бомб по 250 кг показали маршалу К.Е. Ворошилову. Вос­принял он новинку с восторгом и обещал добиться решения о выпуске 200 машин. Одна­ко после войны с Финляндией влияние Ворошилова ослабло, и строить серию самолета не дали.

Развивая свои идеи, А.А. Боровков и И.Ф Флоров, пред­ложили в 1940 году проекты самолетов «изделие 10» и «из­делие 11» с комбинированной силовой установкой: с поршне­вым двигателем А.Д. Швецова М-71 мощностью 2000 лоша­диных сил и двумя прямоточ­ными воздушно-реактивными двигателями И.А. Меркулова. Но в руководстве авиапромыш­ленности и ВВС в возможность реанимирования бипланов не верили и в план будущих работ предложения А.А. Боровкова и И.Ф. Флорова не попали.

Опыт, приобретенный в ра­боте над изделиями «10» и «11», новаторы развили в проекте оригинального самолета «Д» двухбалочной схемы со стрело­видным крылом. Силовая уста­новка состояла из поршневого двигателя М-71 и двух прямо­точных воздушно-реактивных двигателей, размещенных в хвостовых балках. Многое из того, что предлагали Флоров и Боровков в 1940 году, появится в авиации гораздо позднее: стре­ловидное крыло, трехколесное шасси с носовой амортстойкой, прообраз катапультного устройства для вынужденного покидания самолета, мощное вооружение (2 пушки плюс два пулемета). Безусловно, само­лет сулил широкие возмож­ности применения. Скорость к примеру, он мог достичь 850 км/час. Уже многое осуществи­лось на пути постройки новой машины, включая финансиро­вание. Но начавшаяся война вынудила прекратить работы и по бипланам вообще, и по само­лету «Д». И само ОКБ-207 было ликвидировано.

Снова «на коне»

О работах ОКБ-207 по ско­ростным самолетам с реактив­ными двигателями знал глав­ный конструктор ОКБ-293 В.Ф Болховитинов. И он пригласил И.Ф Флорова и А.А. Боровко­ва принять участие в создании истребителя-перехватчика с жидкостным реактивным двига­телем (ЖРД), известного как са­молет «БИ». Илья Флорентьевич в дальнейшем стал заместите­лем главного конструктора и заместителем начальника ОКБ- 293. Как известно, 15 мая 1942 года летчик ЕЯ.Бахчиванджи со­вершил первый полет на реак­тивном самолете БИ-1. То была большая победа отечественной науки и техники: прорыв в но­вое совершен в тяжелейшее на­пряженное время битвы против фашизма.

И.Ф Флоров за участие в создании самолета «БИ» удо­стоен ордена Трудового Красно­го Знамени. В дальнейшем его наградят таким же знаком отли­чия, а также орденом Октябрь­ской Революции.

Знания и опыт авиаконструк­тора потребовались в ОКБ С.А. Лавочкина. На протяжении 1943 года И.Ф Флоров занимался прочностной и аэродинамиче­ской доводкой истребителей Ла- 5 и Ла-7

А в феврале 44-го решени­ем государственного Комитета Обороны образовался НИИ-1, в котором сосредоточились на­учные исследования по реак­тивной технике. Начальником самолетного сектора института назначили И.Ф Флорова. В за­дачу подразделения входили ис­следования перспектив приме­нения реактивных двигателей различных типов на летатель­ных аппаратах, а также проек­тирование, постройка и испы­тание реактивных самолетов. Под руководством И.Ф Флорова спроектированы и построены экспериментальные самоле­ты конструкций А.М.Исаева и Л.С. Душкина с жидкостными реактивными двигателями. Машины предназначались для аэродинамических исследова­ний в условиях высотного по­лета с большими скоростями. В то время немаловажную задачу представлял и анализ трофей­ной немецкой техники. Мате­риалы исследований ракеты А-4, например, оказали существен­ную помощь ученым, занятым развитием отечественной ра­кетной техники.

f3

© Косино-Ухтомский ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕСТНИК

3  на “Илья Флорентьевич Флоров (1908—1983)

  1. Have you ever thought about including a little bit more than just your articles? I mean, what you say is important and everything. However think about if you added some great pictures or video clips to give your posts more, «pop»! Your content is excellent but with pics and video clips, this website could undeniably be one of the most beneficial in its field. Wonderful blog!

  2. Thanks for the sensible critique. Me and my neighbor were just preparing to do some research on this. We got a grab a book from our area library but I think I learned more clear from this post. I am very glad to see such wonderful information being shared freely out there.

  3. Hello very cool site!! Guy .. Beautiful .. Amazing .. I will bookmark your site and take the feeds additionally…I am glad to search out so many useful information right here within the submit, we need develop more techniques on this regard, thank you for sharing.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

1 + 9 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>