К 100-летию со дня рождения Михаила Васильевича Мельникова

2

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук, профессор М.В. Мельников (1919-1996г.г.) – представитель  знаменитой  плеяды  ближайших  сподвижников  С.П. Королева, ученых, с  именами  которых  были  связаны  основные  этапы  становления  и  высших  достижений  космонавтики  в  нашей  стране.  Михаила  Васильевича  и  Сергея  Павловича  связывали  многие  годы  плодотворной  работы.  С  1952г.  М.В. Мельников  работал  у   С.П. Королева   в ОКБ-1  начальником  отдела,  а  с 1961г. до конца жизни Сергея Павловича  был его заместителем по двигателям.

 

М.В. Мельниковым был сделан и проведен в жизнь ряд основополагающих научно-технических решений и изобретений в области жидкостных ракетных двигателей и космической энергетики.

 

Михаил Васильевич родился 26 августа 1919г. в Москве в семье фармацевта. В 1937г. он окончил с отличием десятилетку и поступил на самолетостроительный факультет МАИ. К началу Великой Отечественной войны окончил 4-й курс института. Параллельно учебе подрабатывал репетиторством и чертежно-конструкторской работой. В начале войны М.В. Мельников был эвакуирован с авиационным заводом №293 в Сибирь (п. Билимбай, расположенный в 60 километрах от Свердловска).  Здесь на заводе началась тесная работа с В.П. Мишиным, продолжавшаяся до 1974г. В период эвакуации 8 раз пытался уйти на фронт, но наталкивался на запрет руководства. Сразу после  приезда, участвуя в проведении первого полёта выпущенного заводом самолёта, указал генералу – руководителю приёмной комиссии на неизбежность поломки шасси самолёта при посадке на основании сделанного здесь же на аэродроме контрольного расчёта «на кочку», известного из института. Так и случилось. Самолёт при посадке недолго катился по полю аэродрома и завалился на крыло перед самой приёмной комиссией. «КБ считало, а здесь какой-то…, где он?» сказал генерал. Здесь же худенький невысокий юноша  в телогрейке и сапогах был назначен начальником отдела прочности. Отдел вскоре был ликвидирован, поскольку за несколько недель работы Михаил Васильевич понастроил монограмм и создал методику, обеспечившую отсутствие необходимости работы 30 женщин – сотрудников отдела на много лет вперёд.

 

В 1941-1943г.г. М.В. Мельников участвовал в разработке и создании первого  советского  ракетного самолета БИ-2 конструкции В.Ф. Болховитинова. В это время он под руководством В.П. Глушко  освоил  не изучаемую тогда в институте теорию ЖРД.  Поездка совместно с А.М. Исаевым в Казанскую «шарашку», где отбывал свой срок репрессированный В.П. Глушко,    была связана с разработкой ракетного двигателя – ускорителя истребителя перехватчика БИ-2.  Именно конструкторскому бюро, которое возглавлял А.М. Исаев было поручено разработать ракетный двигатель. Алексей Михайлович писал в своих воспоминаниях по этому случаю «… взял с собой толкового мальчонку-студента».

 

В 1943-1944гг. М.В. Мельников участвовал в разработках ЖРД многократного действия РД-1 конструкции А.М. Исаева. В 1944г. обосновал  возможность создания связанных оболочек в ЖРД.

 

В 1945г. после реэвакуации завода Михаил Васильевич  в должности начальника лаборатории переведен в НИИ-1 и в этом же году был награжден орденом  Трудового Красного Знамени. В 1947г. находился в течение 3-х месяцев в командировке в Австрии. К  1947-1949гг. впервые обеспечил и получил практически полное сгорание топлива в камере ЖРД и доказал наличие термодинамически равновесного характера процесса истечения в соплах. В 1950г. Он предложил метод анализа потерь и расчета удельного импульса ЖРД.

 

В начале 50-х годов  Михаил Васильевич настаивал и  после жесткой борьбы осуществил переход от спиртово-кислородных топлив на керосин-кислородные, что имело целый ряд технических преимуществ. М.В. Мельников являлся инициатором, участником и руководителем разработки и создания принципиально новых кислородно-керосиновых ЖРД.

 

В 1952г. Михаил Васильевич приказом министра был переведен в должности начальника отдела из НИИ-1  в НИИ-88, а затем в том же году в ОКБ-1 МОП. Здесь он решил научные, технические и технологические проблемы регенеративного охлаждения кислородно-керосиновых ЖРД керосином как ключевой проблемы разработки двигателей первой межконтинентальной  ракеты  Р-7, а также проблемы создания сверхзвукового диффузора для испытаний высотных ЖРД  на Земле (1958г.).

 

К 1960г. Михаилом Васильевичем и его коллективом осуществлено создание первого ЖРД замкнутой схемы, без потерь рабочих компонентов на привод ТНА. Было открыто новое направление разработки современных  ЖРД – двигателей замкнутой схемы. В течение 1958-1967гг. была решена проблема отработки ЖРД на утяжеленных режимах для обеспечения их надежности с помощью гарантированных запасов работоспособности по параметрам, и в 1963-1986гг. проблема безотказной эксплуатации ЖРД в полете  (двигатели 11Д33, 11Д58, 11Д58М).

 

К научно-техническим достижениям Михаила Васильевича следует отнести его разработки в 1952-1958гг. рулевых, управляющих ЖРД С1.1101 и С1.2500 изделия  11К71. Здесь были решены проблемы создания органов управления первой МБР и ракетоносителя  Р-7, обеспечения прецизионной точности  стрельбы Р-7 по дальности и выведения ИСЗ на заданную орбиту.

 

В 1958г. М.В. Мельниковым совместно с С.А. Косбергом  был создан космический ЖРД блока «Е» изделия 11К72. Здесь впервые были решены задачи создания высотного сопла, «горячего» разделения ступеней ракеты в полете, запуск двигателя в условиях космического вакуума, что позволило решить проблемы первого облета Луны (системы «Луна-1″, «Луна-2″, «Луна-3″) и первого полета человека в космическое пространство («Восток-1″, «Восток-2″, «Восток-3″).

 

При создании в 1960г. двигателей 11Д33  (С1.5400) – ЖРД  замкнутой схемы для блока «Л» изделия 11К78 коллективом отдела под руководством  М.В. Мельникова  были решены проблемы запуска кислородного ЖРД на орбите после длительного пребывания  в состоянии невесомости  и  космического вакуума (системы «Молния-1″, «Молния-2″, «Молния-3″), и старта автоматической межпланетной станции (АМС) с орбиты ИСЗ на трассы полета  к планетам  Солнечной  системы  «Венера», «Марс»).

 

В 1967г. под руководством М.В. Мельникова был разработан двигатель  11Д58 многократного запуска и применения для блока «Д»  АМС «Венера» и «Марс». Здесь впервые  был  применен криогенный турбопреднасос на баке окислителя  кислорода и создан  насадок сопла ЖРД  с  радиационным охлаждением. В 1974г. был создан двигатель 11Д58М с практически  предельными характеристиками для блока «ДМ» и впервые в мире  было достигнуто практически полное использование энергии топлива в ЖРД.  Этот двигатель до настоящего времени является непревзойденным в мире в своем классе, изготавливается заводом РКК «Энергия» и поставляется на международный рынок. Образец двигателя 11Д58М находится в музее космонавтики «Дорога к звёздам» Технологического университета.

1

Много сделал Михаил Васильевич для создания экспериментальной базы по испытаниям двигателей, а впоследствии и новейших энергетических установок. Он совместно с И.О. Райковым и Б.А. Соколовым — руководитель и участник создания стендов  ЖРД  1-3  экспериментальной базы НИИТП МОМ в 1945-1952гг., экспериментально-испытательной станции ЖРД ГКБ РКК  «Энергия» в 1953-1970гг. с прецезионным измерением тяги в вакууме и расходов компонентов топлива.

 

В 1964 — 1970гг. впервые в отрасли двигателе и энергомашиностроения он, как инициатор и руководитель, осуществил комплексную автоматизацию испытаний ЖРД на базе использования ЭВМ для контроля 180 параметров рабочего процесса систем двигателя и осуществления обратной связи, что обеспечило в 10-15 раз рост  производительности труда и привело к коренному повышению качества отработки  и гарантии высокой надежности двигателей.

 

По инициативе М.В. Мельникова в Уральском Электрохимическом Комбинате МСМ было начато создание электрохимических генераторов на основе водород—кислородных топливных элементов «Волна» для разрабатывавшейся С.П. Королевым пилотируемой лунной экспедиции, и   «Фотон» — для многоразового транспортного корабля «Буран».

 

Под руководством М.В. Мельникова была создана в стране мощная кооперация и экспериментальная и производственная база, задействованы крупные научные центры для создания термоэмиссионной ядерно-энергетической установки для полета на Марс. Разработаны ее физико-технические основы, экспериментально отработаны двигательные и энергетические системы, базирующиеся на тугоплавких металлах            (ниобий, молибден, вольфрам) в качестве конструкционных материалов, и щелочных металлах (литий, натрий, калий) в качестве высокотемпературных  теплоносителей, позволивших вплотную подойти к созданию космических ядерных  энергетических  установок   мощностью порядка нескольких МВт.

 

С начала  60-х  годов  и  особенно интенсивно в последние 10 лет жизни  Михаил Васильевич занимался проектом создания термоядерной двигательно-энергетической установки, сфокусировав в ней весь свой богатый опыт и последние достижения науки и техники.

 

С 1962-1965гг. под руководством М.В. Мельникова начинаются разработки новых типов космических двигателей — электроракетных. Это позволяло ценой снижения абсолютной величины тяги на порядок поднять экономичность и удельную  тягу. Разработки таких двигателей и ядерной энергетики для их электроэнергоснабжения проводились в комплексе Михаила Васильевича в НПО «Энергия» и ряде смежных предприятий, обеспечивающих эти разработки. В 1962г. по инициативе М.В. Мельникова, Д.Д. Севрука и профессора МАИ А.В. Квасникова в МАИ, а затем и в МВТУ были созданы новые специальности, обеспечивающие подготовку специалистов по этой новой отрасли техники.

 

С 1945г. Михаил Васильевич  активно участвует в обучении и воспитании студентов (профессор с 1958г.). Он читает лекции по теории ЖРД в  МАИ,  МВТУ и ВВИА. Является автором первого учебника по теории ЖРД, активно поддерживает развитие учебного процесса и научных исследований, создание экспериментальной базы вузовских лабораторий. Особенно это относилось к разработкам новейших  отраслей техники — электроракетным  двигателям  и ядерным энергетическим установкам. М.В. Мельников активно проводил эту тематику в жизнь, формируя ее нужную направленность. Под его руководством за 1955-1984гг. было подготовлено  90 кандидатов и 8 докторов технических наук.

 

Большое влияние оказал М.В. Мельников на технологическое и материаловедческое обеспечение новейших технических разработок. Это технологии производства изделий из вольфрама, ниобия, ванадия, получение крупных монокристаллов для эммитерных узлов электрогенерирующих термоэмиссионных элементов, технологические установки для обработки и анализа материалов, изготовления многослойных металлокерамических оболочек высокой теплопроводности для коллекторных узлов и др. Создание термоэмиссионной ЯЭУ большой мощности не было завершено. Но созданный М.В. Мельниковым научно-технический и технологический задел позволил в ОКБ «Красная Звезда» Г.М. Грязнову создать термоэмиссионную ЯЭУ «Топаз-1» мощностью в 6-10 кВт и испытать ее в 1988г. в космосе, а НПО «Луч» совместно с РНЦ «Курчатовский институт» создать и передать в США  для наземных имитационных испытаний аналогичную ЯЭУ «Топаз-2».

 

Чрезвычайно широк был круг научных связей М.В. Мельникова. Президент АН СССР академик А.П. Александров, Президент АН УССР  академик Б.Е. Патон, Президент СО АН СССР академик Г.И. Марчук, академики А.М. Прохоров, Г.И. Будкер, Е.П. Велихов и многие другие были непосредственным образом привлечены к разработкам Михаила Васильевича.

 

За выдающийся вклад в развитие космической техники М.В. Мельников на протяжении своей многолетней трудовой деятельности был награжден многими орденами и медалями, в том числе: медаль «За оборону Москвы», медаль «За доблестный труд и отвагу в ВОВ», два ордена Трудового Красного Знамени (1945г.,1956г.), орден Ленина (1957г., за первый спутник), Ленинская Премия (1960г.),

орден Ленина и золотая медаль Героя Социалистического Труда (1961г., за полет Ю.А. Гагарина).

 

В своих разработках и научных исследованиях М.В. Мельников часто существенно опережал свое время. Создаваемый им научно—технический задел обеспечивал последующее развитие передовой техники. Он внес крупнейший  вклад в развитие космической техники, выдвинувший нашу страну  на передовые позиции в мире. С опережением   определил возможности дальнейшего развития космических программ. Своим талантом ученого, конструктора и организатора он оказал решающее влияние на развитие   отечественного   ракетного  двигателестроения  и космической  энергетики.

 

Талантливый крупный ученый, порой мечтатель, увлеченный исследователь, сделавший крупнейший вклад в развитие отечественного ракето- и двигателестроения  — выделенный блок лучше дать в единой редакции на этапе их становления, далеко вперед наметивший развитие космической техники и технологий, оставивший после себя многочисленную школу своих учеников и последователей, Михаил Васильевич Мельников надолго останется в памяти его сподвижников и всех людей, неравнодушных и заинтересованных в развитии отечественной космонавтики. (С дополнениями автора).

 

В.М. Мельников

доктор технических наук,

профессор

49  на “К 100-летию со дня рождения Михаила Васильевича Мельникова

  1. Thanks for the auspicious writeup. It if truth be told used to be a entertainment account it. Look complicated to far brought agreeable from you! However, how could we keep in touch?

  2. Sweet blog! I found it while browsing on Yahoo News. Do you have any tips on how to get listed in Yahoo News? I’ve been trying for a while but I never seem to get there! Cheers

  3. Cheers, great stuff, Me enjoying.

  4. Excellent web site. Lots of useful info here. I am sending it to a few friends ans also sharing in delicious. And of course, thanks for your effort!

  5. I truly enjoy looking through on this web site , it holds superb content .

  6. I’m truly enjoying the design and layout of your blog. It’s a very easy on the eyes which makes it much more pleasant for me to come here and visit more often. Did you hire out a designer to create your theme? Great work!

  7. bing bring me here. Thanks!

  8. consorcio banco do brasil automoveis simulador consorcio de carros usados itau consorcio banco do brasil automoveis tabela consorcio de carros semi novos volkswagen consorcio carros usados simulador consorcio banco do brasil veiculos simulador consorcio de veiculos pelo banco do brasil consorcio de automoveis porto seguro consorcio de carros chevrolet prisma consorcio de veiculos rodobens.

  9. como funciona o consorcio de imoveis da caixa economica consorcio de imoveis porto seguro e confiavel consorcio de imoveis itau telefone consorcio de casas simulador consorcio de imoveis pelo banco do brasil consorcio de imoveis caixa simulacao consorcio imovel magazine luiza consorcio imobiliario bradesco prime consorcio imoveis porto seguro tabela consorcio imobiliario contemplado banco do brasil como funciona o consorcio de imoveis do banco do brasil consorcio de imovel banco do brasil.

  10. consorcio contemplado caminhoes consorcio de onibus consorcio de caminhao ja contemplado a venda consorcio para maquinas agricolas carta de credito contemplada para caminhao carta de credito de maquinas consorcio contemplado caminhao mg consorcio de onibus consorcio de onibus consorcio caminhao usado contemplado consorcio maquinas de costura carta de credito contemplada para caminhao consorcio de caminhoes vw consorcio de caminhao banco do brasil.

  11. consorcios de carros de luxo carta de credito de veiculos de luxo cartas de credito de carro de luxo carta de credito de veiculo de luxo consorcio de carro de luxo consorcio de veiculo de luxo carta credito de carro de luxo carta credito de veiculo de luxo carta credito de automovel de luxo carta credito de veiculos de luxo consorcios de carro de luxo carta credito de automoveis de luxo carta credito de veiculos de luxo carta credito de veiculos de luxo carta de credito de carro de luxo carta credito de automoveis de luxo.

  12. consorcio imobiliario itau telefone consorcio de imovel banco santander consorcio itau simulacao consorcio contemplado caixa imoveis consorcio de imoveis santander consorcio imoveis rodobens contemplados consorcio bradesco imoveis tabela simulador de consorcio imobiliario caixa economica consorcio itau simulacao consorcio imovel porto seguro simulacao consorcio imoveis porto seguro consorcio de imovel banco do brasil.

  13. consorcio imobiliario bradesco para construcao consorcio bb imovel vale a pena carta de credito imovel contemplada londrina consorcio imobiliario magazine luiza e bom tabela de precos consorcio imobiliario porto seguro consorcio de imoveis magazine luiza consorcio imobiliario bradesco para construcao consorcio de imovel banco santander carta de credito imovel contemplada londrina reclame aqui consorcio rodobens imoveis como funciona consorcio de imovel banco do brasil simulador consorcio imobiliario caixa economica federal.

  14. It’s hard to find well-informed people on this topic, however, you sound like you know what you’re talking about! Thanks

    http:///www.manulescu.com — manumanu

  15. Ronda Pierfax:

    I was looking for this information for quite some time now. Thankyou

    You can check my site also here:

    pescuit feeder

  16. Oh my goodness! an amazing article dude. Thank you However I am experiencing issue with ur rss . Don?t know why Unable to subscribe to it. Is there anyone getting identical rss problem? Anyone who knows kindly respond. Thnkx

  17. Tory Bradney:

    really nice

    This is definitely good data my friend. you are a very most luxurious novelist . i dearth to helping with you my website as well. proclaim me what do you deem approximately it

    buy youtube views

    Thankyou again for posting such good content. Cheers

  18. Andrei Spartu:

    This is a terribly interesting post. Camouflage b confine it up and you wishes be the best.

    What do you think about my site ? https://repairshare7.webgarden.cz

  19. Dani Jeanj:

    This is a quite spellbinding post. Shroud them coming.

    Conscious of my website here: xbody

  20. Dani Jeang:

    This is a quite interesting post. Put them coming.

    Discern my website here: xbody bucuresti

  21. Cox Colic:

    This is a very spellbinding post. Smother them coming.

    See my website here: xbody

  22. Andrei Manu:

    This can be a very interesting post. We like that you merely provide quality information and not merely write about something.
    Continue to keep it up and you should attain great results.

    Exactly what do an individual think about my internet site? scule de pescuit

  23. RonaldDet:

    This is a actually enchanting website I forced to say.

    Too bad that there are not too varied websites like This anymore. But I am pleased that I bring about it. Penetrating scribble literary works on it .

    You can see my website here as comfortably: xbody bucuresti

  24. Tessa Bubbh:

    This is a unquestionably interesting post. You are doing correctly with writing.

    You can also accept my website here: asigurari online

  25. Frieda Wujcike:

    This is a very attractive post. You are doing seep with writing.

    You can also accept my website here: [url=http://forextrend.club/murabaha]investments[/url]

  26. Norman Carlosd:

    This is a very absorbing post . But I like more the devise that you contain at your website. Keep it up.

    What do you about in my website ? buy youtube views affiliate program

  27. Corazon Bravardm:

    This is indubitably the win out over content i own seen so far.

    Check my site too: http://dreamhosting.ro — gazduire web

  28. Romeo Laughinghouseo:

    This is doubtlessly the best content i have seen so far.

    Repression my spot too: cel mai ieftin hosting

  29. Ricardo Pisarskik:

    This is indubitably the a- content i have seen so far.

    Repression my neighbourhood too: webhosting ieftin

  30. Maria Giudic:

    This is a truly weighty post. Thanks instead of posting this.

    What do you think close by my website: realizare website

  31. Cristi Andyb:

    This is a same important post. Thanks instead of posting this.

    What do you think about my website: agentie web design bucuresti

  32. Maria Andyh:

    This is a truly respected post. Thanks instead of posting this.

    What do you over almost my website: servicii web design

  33. Johnny Andyj:

    This is a truly respected post. Thanks instead of posting this.

    What do you over close by my website: realizare website

  34. Danny Garciao:

    You maintain a same enchanting website. I like the directly word that you provide with every article.

    You can check my website here : https://xbodybucurestidristor.blogspot.com/

    What do you contemplate ?

  35. Rupa Escobard:

    This is a same weighty post. Thanks quest of posting this.

    What do you over almost my website: https://webdesignbucurestii.blogspot.com/

  36. There will always be someone who will accompany you to fulfill your unfulfilled wishes, send you flowers, accompany you to watch the sunrise and sunset, accompany you to walk the Yangtze River Bridge to accompany you to play the carousel, and spend the rest of your life with you.

  37. Three years have passed by in a hurry. The age of dreams is filled with laughter and laughter. Don’t wave your hands and sigh, feel that the flowers are running out, gather courage, and don’t forget to exchange surprise news.

  38. Kamagra Jelly Efectos Secundarios Pharmacy World Cialis Priligy In Sri Lanka Use Propecia Finasteride

  39. If there is someone in your life who encourages you when you are most vulnerable, then he or she is your friend. At least then。

  40. Some people have never had a chance to see each other. When they have had a chance to meet, they hesitate again. Some love has never had a chance to love, and when I have a chance to love, I no longer love.

  41. To be a person is to be like a flower, whether or not anyone sees it, but you must bloom. You do not bloom for others but for yourself. Don’t do other people’s rewards, just be the most dazzling self!

  42. Sometimes, we are not waiting for someone or anything, we are waiting for time, waiting for time to change ourselves. 2. If someone in your life wants to step you under your feet, don’t think that life has mistreated you.

  43. Awesome post. I’m a regular visitor of your site and appreciate you taking the time to maintain the nice site. I will be a regular visitor for a long time.

  44. When I face the sea, others are blooming in spring, when I want to die with the sea, but it has become the Dead Sea. I have many memories about you, but you are paranoid that you are just a passerby.

  45. Merca Diariai:

    Extraordinarily nice article . I couldn’t coincide more on the report provided.

    What do you improvise about my placement ? child cot mattress

  46. Time will always give you the answer, who is the one who really hurts you and who really cares about you; who is who you care about but who cares nothing about you. Some people are not worth cherishing too much, while others are worth cherishing

  47. I want to be with you, even if it is a headless and tailless farce, hold a small lamp and stand in the memory waiting for you.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

70 − = 62

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>