МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ МЕЛЬНИКОВ

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук, профессор М.В. Мельников (1919-1996г.г.) – представитель  знаменитой  плеяды  ближайших  сподвижников  С.П. Королева, ученых, с  именами  которых  были  связаны  основные  этапы  становления  и  высших  достижений  космонавтики  в  нашей  стране.  Михаила  Васильевича  и  Сергея  Павловича  связывали  многие  годы  плодотворной  работы.  С  1952г.  М.В. Мельников  работал  у   С.П. Королева   в ОКБ-1  начальником  отдела,  а  с 1961г. до конца жизни Сергея Павловича  был его заместителем по двигателям.

М.В. Мельниковым был сделан и проведен в жизнь ряд основополагающих научно-технических решений и изобретений в области жидкостных ракетных двигателей и космической энергетики.

Михаил Васильевич родился 26 августа 1919г. в Москве в семье фармацевта. В 1937г. он окончил с отличием десятилетку и поступил на самолетостроительный факультет МАИ. К началу Великой Отечественной войны окончил 4-й курс института. Параллельно учебе подрабатывал репетиторством и чертежно-конструкторской работой. В начале войны М.В. Мельников был эвакуирован с авиационным заводом №293 в Сибирь (п. Билимбай, расположенный в 60 километрах от Свердловска).  Здесь на заводе началась тесная работа с В.П. Мишиным, продолжавшаяся до 1974г. В период эвакуации 8 раз пытался уйти на фронт, но наталкивался на запрет руководства. Сразу после  приезда, участвуя в проведении первого полёта выпущенного заводом самолёта, указал генералу – руководителю приёмной комиссии на неизбежность поломки шасси самолёта при посадке на основании сделанного здесь же на аэродроме контрольного расчёта «на кочку», известного из института. Так и случилось. Самолёт при посадке не долго катился по полю аэродрома и завалился на крыло перед самой приёмной комиссией. «КБ считало, а здесь какой-то…, где он?» сказал генерал. Здесь же худенький невысокий юноша  в телогрейке и сапогах был назначен начальником отдела прочности. Отдел вскоре был ликвидирован, поскольку за несколько недель работы Михаил Васильевич понастроил монограмм и создал методику, обеспечившую отсутствие необходимости работы 30 женщин – сотрудников отдела на много лет вперёд.

В 1941-1943г.г. М.В. Мельников участвовал в разработке и создании первого  советского  ракетного самолета БИ-2 конструкции В.Ф. Болховитинова. В это время он под руководством В.П. Глушко  освоил  не изучаемую тогда в институте теорию ЖРД.  Поездка совместно с А.М. Исаевым в Казанскую «шарашку», где отбывал свой срок репрессированный В.П. Глушко,    была связана с разработкой ракетного двигателя – ускорителя истребителя перехватчика БИ-2.  Именно конструкторскому бюро, которое возглавлял А.М. Исаев было поручено разработать ракетный двигатель. Алексей Михайлович писал в своих воспоминаниях по этому случаю «… взял с собой толкового мальчёнку-студента».

В 1943-1944гг. М.В. Мельников участвовал в разработках ЖРД многократного действия РД-1 конструкции А.М. Исаева. В 1944г. обосновал  возможность создания связанных оболочек в ЖРД.

В 1945г. после реэвакуации завода Михаил Васильевич  в должности начальника лаборатории переведен в НИИ-1 и в этом же году был награжден орденом  Трудового Красного Знамени. В 1947г. находился в течение 3-х месяцев в командировке в Австрии. К  1947-1949гг. впервые обеспечил и получил практически полное сгорание топлива в камере ЖРД и доказал наличие термодинамически равновесного характера процесса истечения в соплах. В 1950г. Он предложил метод анализа потерь и расчета удельного импульса ЖРД.

В начале 50-х годов  Михаил Васильевич настаивал и  после жесткой борьбы осуществил переход от спиртово-кислородных топлив на керосин-кислородные, что имело целый ряд технических преимуществ. М.В. Мельников являлся инициатором, участником и руководителем разработки и создания принципиально новых кислородно-керосиновых ЖРД.

В 1952г. Михаил Васильевич приказом министра был переведен в должности начальника отдела из НИИ-1  в НИИ-88, а затем в том же году в ОКБ-1 МОП. Здесь он решил научные, технические и технологические проблемы регенеративного охлаждения кислородно-керосиновых ЖРД керосином как ключевой проблемы разработки двигателей первой межконтинентальной  ракеты  Р-7, а также проблемы создания сверхзвукового диффузора для испытаний высотных ЖРД  на Земле (1958г.).

К 1960г. Михаилом Васильевичем и его коллективом осуществлено создание первого ЖРД замкнутой схемы, без потерь рабочих компонентов на привод ТНА. Было открыто новое направление разработки современных  ЖРД – двигателей замкнутой схемы. В течение 1958-1967гг. была решена проблема отработки ЖРД на утяжеленных режимах для обеспечения их надежности с помощью гарантированных запасов работоспособности по параметрам, и в 1963-1986гг. проблема безотказной эксплуатации ЖРД в полете  (двигатели 11Д33, 11Д58, 11Д58М).

К научно-техническим достижениям Михаила Васильевича следует отнести его разработки в 1952-1958гг. рулевых, управляющих ЖРД С1.1101 и С1.2500 изделия  11К71. Здесь были решены проблемы создания органов управления первой МБР и ракетоносителя  Р-7, обеспечения прецизионной точности  стрельбы Р-7 по дальности и выведения ИСЗ на заданную орбиту.

В 1958г. М.В. Мельниковым совместно с С.А. Косбергом  был создан космический ЖРД блока «Е» изделия 11К72. Здесь впервые были решены задачи создания высотного сопла, «горячего» разделения ступеней ракеты в полете, запуск двигателя в условиях космического вакуума, что позволило решить проблемы первого облета Луны (системы «Луна-1″, «Луна-2″, «Луна-3″) и первого полета человека в космическое пространство («Восток-1″, «Восток-2″, «Восток-3″).

При создании в 1960г. двигателей 11Д33  (С1.5400) – ЖРД  замкнутой схемы для блока «Л» изделия 11К78 коллективом отдела под руководством  М.В. Мельникова  были решены проблемы запуска кислородного ЖРД на орбите после длительного пребывания  в состоянии невесомости  и  космического вакуума (системы «Молния-1″, «Молния-2″, «Молния-3″), и старта автоматической межпланетной станции (АМС) с орбиты ИСЗ на трассы полета  к планетам  Солнечной  системы  «Венера», «Марс»).

В 1967г. под руководством М.В. Мельникова был разработан двигатель  11Д58 многократного запуска и применения для блока «Д»  АМС «Венера» и «Марс». Здесь впервые  был  применен криогенный турбопреднасос на баке окислителя  кислорода и создан  насадок сопла ЖРД  с  радиационным охлаждением. В 1974г. был создан двигатель 11Д58М с практически  предельными характеристиками для блока «ДМ» и впервые в мире  было достигнуто практически полное использование энергии топлива в ЖРД.  Этот двигатель до настоящего времени является непревзойденным в мире в своем классе, изготавливается заводом РКК «Энергия» и поставляется на международный рынок. Образец двигателя 11Д58М находится в музее космонавтики «Дорога к звёздам» Технологического университета.

wqdwqdwqdqwd

Много сделал Михаил Васильевич для создания экспериментальной базы по испытаниям двигателей, а впоследствии и новейших энергетических установок. Он совместно с И.О. Райковым и Б.А. Соколовым — руководитель и участник создания стендов  ЖРД  1-3  экспериментальной базы НИИТП МОМ в 1945-1952гг., экспериментально-испытательной станции ЖРД ГКБ РКК  «Энергия» в 1953-1970гг. с прецезионным измерением тяги в вакууме и расходов компонентов топлива.

В 1964 — 1970гг. впервые в отрасли двигателе и энергомашиностроения он, как инициатор и руководитель, осуществил комплексную автоматизацию испытаний ЖРД на базе использования ЭВМ для контроля 180 параметров рабочего процесса систем двигателя и осуществления обратной связи, что обеспечило в 10-15 раз рост  производительности труда и привело к коренному повышению качества отработки  и гарантии высокой надежности двигателей.

По инициативе М.В. Мельникова в Уральском Электрохимическом Комбинате МСМ было начато создание электрохимических генераторов на основе водород—кислородных топливных элементов «Волна» для разрабатывавшейся С.П. Королевым пилотируемой лунной экспедиции, и   «Фотон» — для многоразового транспортного корабля «Буран».

Под руководством М.В. Мельникова была создана в стране мощная кооперация и экспериментальная и производственная база, задействованы крупные научные центры для создания термоэмиссионной ядерно-энергетической установки для полета на Марс. Разработаны ее физико-технические основы, экспериментально отработаны двигательные и энергетические системы, базирующиеся на тугоплавких металлах            (ниобий, молибден, вольфрам) в качестве конструкционных материалов, и щелочных металлах (литий, натрий, калий) в качестве высокотемпературных  теплоносителей, позволивших вплотную подойти к созданию космических ядерных  энергетических  установок   мощностью порядка нескольких МВт.

С начала  60-х  годов  и  особенно интенсивно в последние 10 лет жизни  Михаил Васильевич занимался проектом создания термоядерной двигательно-энергетической установки, сфокусировав в ней весь свой богатый опыт и последние достижения науки и техники.

С 1962-1965гг. под руководством М.В. Мельникова начинаются разработки новых типов космических двигателей — электроракетных. Это позволяло ценой снижения абсолютной величины тяги на порядок поднять экономичность и удельную  тягу. Разработки таких двигателей и ядерной энергетики для их электроэнергоснабжения проводились в комплексе Михаила Васильевича в НПО «Энергия» и ряде смежных предприятий, обеспечивающих эти разработки. В 1962г. по инициативе М.В. Мельникова, Д.Д. Севрука и профессора МАИ А.В. Квасникова в МАИ, а затем и в МВТУ были созданы новые специальности, обеспечивающие подготовку специалистов по этой новой отрасли техники.

С 1945г. Михаил Васильевич  активно участвует в обучении и воспитании студентов (профессор с 1958г.). Он читает лекции по теории ЖРД в  МАИ,  МВТУ и ВВИА. Является автором первого учебника по теории ЖРД, активно поддерживает развитие учебного процесса и научных исследований, создание экспериментальной базы вузовских лабораторий. Особенно это относилось к разработкам новейших  отраслей техники — электроракетным  двигателям  и ядерным энергетическим установкам. М.В. Мельников активно проводил эту тематику в жизнь, формируя ее нужную направленность. Под его руководством за 1955-1984гг. было подготовлено  90 кандидатов и 8 докторов технических наук.

Большое влияние оказал М.В. Мельников на технологическое и материаловедческое обеспечение новейших технических разработок. Это технологии производства изделий из вольфрама, ниобия, ванадия, получение крупных монокристаллов для эммитерных узлов электрогенерирующих термоэмиссионных элементов, технологические установки для обработки и анализа материалов, изготовления многослойных металлокерамических оболочек высокой теплопроводности для коллекторных узлов и др. Создание термоэмиссионной ЯЭУ большой мощности не было завершено. Но созданный М.В. Мельниковым научно-технический и технологический задел позволил в ОКБ «Красная Звезда» Г.М. Грязнову создать термоэмиссионную ЯЭУ «Топаз-1» мощностью в 6-10 кВт и испытать ее в 1988г. в космосе, а НПО «Луч» совместно с РНЦ «Курчатовский институт» создать и передать в США  для наземных имитационных испытаний аналогичную ЯЭУ «Топаз-2».

Чрезвычайно широк был круг научных связей М.В. Мельникова. Президент АН СССР академик А.П. Александров, Президент АН УССР  академик Б.Е. Патон, Президент СО АН СССР академик Г.И. Марчук, академики А.М. Прохоров, Г.И. Будкер, Е.П. Велихов и многие другие были непосредственным образом привлечены к разработкам Михаила Васильевича.

 

За выдающийся вклад в развитие космической техники М.В. Мельников на протяжении своей многолетней трудовой деятельности был награжден многими орденами и медалями, в том числе: медаль «За оборону Москвы», медаль «За доблестный труд и отвагу в ВОВ», два ордена Трудового Красного Знамени (1945г.,1956г.), орден Ленина (1957г., за первый спутник), Ленинская Премия (1960г.),

орден Ленина и золотая медаль Героя Социалистического Труда (1961г., за полет Ю.А. Гагарина).

В своих разработках и научных исследованиях М.В. Мельников часто существенно опережал свое время. Создаваемый им научно—технический задел обеспечивал последующее развитие передовой техники. Он внес крупнейший  вклад в развитие космической техники, выдвинувший нашу страну  на передовые позиции в мире. С опережением   определил возможности дальнейшего развития космических программ. Своим талантом ученого, конструктора и организатора он оказал решающее влияние на развитие   отечественного   ракетного  двигателестроения  и космической  энергетики.

Талантливый крупный ученый, порой мечтатель, увлеченный исследователь, сделавший крупнейший вклад в развитие отечественного ракето- и двигателестроения  — выделенный блок лучше дать в единой редакции на этапе их становления, далеко вперед наметивший развитие космической техники и технологий, оставивший после себя многочисленную школу своих учеников и последователей, Михаил Васильевич Мельников надолго останется в памяти его сподвижников и всех людей, неравнодушных и заинтересованных в развитии отечественной космонавтики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

71 − 63 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>