Диона и Энцелад

Специалисты миссии космического аппарата «Кассини»  опубликовали довольно интересное изображение двух спутников Сатурна  — Дионы и Энцелада, которое сравнивает их отражающую способность.

Диона и Энцелад. Фото NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Несмотря на то, что  Диона и Энцелад, как считают специалисты,  состоят из почти тех же материалов, однако Энцелад имеет гораздо более  высокое альбедо (отражательную способность), чем у Дионы. По мнению ученых это связано с ледяными гейзерами в южном полюсе Энцелада, которые значительно «омолаживают» поверхность спутника свежим материалом. Диона же, не обладая, такими чудодейственными «фонтанами», со временем «потемнела», собирая космическую пыль на свою поверхность.

Напомним, что спутник Сатурна — Энцелад был открыт 28 августа 1789 года Уильямом Гершелем. Диаметр спутника составляет около 500 километров.  Наблюдая длительное время за небольшими отклонениями в движении Энцелада по орбите, ученые выяснили, что «болтания» спутника заметно выше теоретических значений для данного объекта. Это указывает на то, что ядро спутника разделяют с его ледяной поверхностью прослойка воды, причем по всей поверхности спутника – так сказать подледный океан воды, тайну которого ученые скоро смогут раскрыть.

Диона была обнаружена в 1684 году астрономом Джованни Кассини, который назвал ее и еще 3 открытых им спутника «звёздами Людовика» в честь короля Франции Людовика XIV. Однако в 1847 году английский астроном Джон Гершель предложил назвать одну из «звезд Людовика» Дионой в честь древнегреческой богини дождя. Диаметр Дионы составляет около 1123 километров, а один оборот вокруг Сатурна спутник делает за 2,77 земных дня. Диона имеет интересную особенность: одно из ее полушарий (ведущее) «смотрит» в сторону движения спутника. В связи с этим оно сильно кратерировано в отличие от «заднего» полушария, которое в свою очередь богато темными участками, а также имеет «паутину» тонких светлых полосок — ледяные хребты и обрывы.

Представленное выше изображение было получено камерами космического аппарат «Кассини» 8 сентября 2015 года с расстояния около 83 тысяч километров от Дионы и 364 тысячи километров от Энцелада.